Доля сегмента малого и среднего бизнеса в новых сделках на рынке лизинга в 2016 году достигла максимума за последние три года.
Поданным совместного исследования рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») иОбъединенной лизинговой ассоциации, насегмент МСБ нализинговом рынке задевять месяцев 2016 года пришлось около 60% нового бизнеса, или 270 млрдруб. В2015 году доля МСБ всделках лизинга составляла 56%, в2014-м— 47%, в2013-м— лишь чуть более 30%. Нафоне сжатия рынка вцелом спрос малых исредних компаний напродукты лизинга оказался более устойчивым. Годом ранее аналитики объясняли этот феномен втом числе новыми критериями классификации предприятий сегментаМСБ. Порог выручки для малых исредних компаний был повышен вдвое, исегмент вырос засчет средних компаний, которые ранее классифицировались как крупный бизнес.
Экспансия крупных компаний всектор МСБ продолжится ив 2017 году. «Активное участие врознице заянварь—сентябрь 2016 года продемонстрировали лидеры рынка, компании изтоп-20. Витоге доля крупных корпоративных клиентов вструктуре нового бизнеса заэто время снизилась до38%— это минимальный показатель запоследние пять лет»,— отмечает младший директор побанковским рейтингам RAEX Руслан Коршунов.
Поданным RAEX, загод снизилась исредняя стоимость лизинговой сделки— с6,5 млн до6,2 млнруб. Крупные лизинговые компании активизировали региональные продажи, что также способствовало росту количества сделок скомпаниями малого бизнеса— рост объемов нового бизнеса сМСБ врегионах задевять месяцев вырос на29% посравнению саналогичным периодом прошлого года. Некоторые игроки, такие как «Сбербанк Лизинг» и«ВЭБ-лизинг», сократили свое присутствие вМоскве более чем на70% посравнению с2015 годом. «После пиковой фазы кризиса мывидим, что сконцентрированность настолице продолжает снижаться, похожая тенденция была ив 2010–2011 годах»,— говорит Руслан Коршунов.
Эксперты отмечают, что спрос нализинг оборудования напрямую зависит отинвестиционной активности бизнеса. Втретьем квартале 2016 года доля компанийМСБ, готовых инвестировать вразвитие бизнеса собственные средства, существенно выросла. Такие данные приводят авторы ежеквартального исследования деловой активности малого исреднего бизнеса (проводит Промсвязьбанк и«Опора России») — Индекс Опоры RSBI. «Наращивать инвестиции сейчас готовы 15% предпринимателей, три месяца назад таких было на4% меньше. При этом доля предпринимателей, сокращавших вложения вбизнес, осталась науровне второго квартала исоставляет 9%»,— говорит вице-президент— управляющий директор поразвитию малого бизнеса Промсвязьбанка Кирилл Тихонов. Поего мнению, дальнейшее стимулирование лизинговых сделок для МСБ нагосударственном уровне способно поддержать инвестиционную активность всекторе.
Размер неимеет значения
Вэтот раз лизинговые компании, похоже, заинтересованы осваивать рынок МСБ вдолгосрочной перспективе,— ключевые игроки нескрывают, что активно наращивают конкурентные преимущества постоимости своих услуг, продуктам итехнологиям оценки рисков.
Так, компания «Сбербанк Лизинг» вовтором полугодии снизила авансы наотечественную сельхозтехнику ипродлила сроки финансирования для клиентов сегментаМСБ, занятых всельском хозяйстве. Врамках специальной программы для МСБ также упрощена процедура принятия решения посделке ине запрашиваются финансовые документы заемщика. «Требования лизинговых компаний кпредставителям МСБ запоследнее время стали более взвешенными. Откровенный демпинг, существовавший несколько лет назад влизинговой отрасли, сменился рациональным подходом. Финансовые организации формируют качественный портфель, что позволяет постепенно вводить новые продукты ив целом улучшать условия для лизингополучателей»,— говорит Вячеслав Спиров, директор департамента корпоративного бизнеса компании «Сбербанк Лизинг».
Рост конкуренции заклиента отмечают ипредставители рынка, изначально специализирующиеся наработе смалым исредним бизнесом. «Большинство лизинговых операторов сегодня предлагают специальные продукты дляМСБ. При этом лизинговые компании выбирают различные стратегии поминимизации рисков исокращению издержек, связанных свозможным дефолтом лизингополучателя»,— говорит Юлия Тарасова, директор департамента маркетинга иразвития «Carcade Лизинга». Поее словам, вусловиях снижения доходности бизнеса ипроблем свыполнением финансовых обязательств подоговорам лизинга в2014–2016 годах лизингодатели были вынуждены искать точки стабилизации иснижения финансовой нагрузки: переносить очередные платежи набудущие периоды, снижать размер ежемесячных платежей засчет изменения срока договора, вводить рассрочку. Этот опыт, помнению участников рынка, дает некий запас прочности ипозволяет расширить работу лизинговых компаний ссектором, традиционно считающимся более рискованным.
«Лизинговые компании адаптировались крискам, научились работать спроблемными лизингополучателями иувеличили затраты нариск-менеджмент»,— отмечает заместитель председателя правления МСП Банка Роман Капинос. Кроме того, поего словам, в2016 году платежная дисциплина заемщиков изчисла МСБ стала лучше, наметилась тенденция ксокращению случаев просрочки иреструктуризации платежей.
Пооценкам лизингодателей, МСБ быстро реагирует навнешние изменения. Стабилизация вэкономике ипотребности бизнеса вновом транспорте иоборудовании определяют рост спроса нализинг состороны предпринимателей, небольших исредних компаний. Если существующая встране инфраструктура поддержки будет улучшена, доля МСБ всделках лизинга втечение нескольких лет может вырасти до70–75%, прогнозируют лизингодатели.
Лошадиные силы
Эксперты сходятся вомнении, что рост доли МСБ вновых сделках лизинга взначительной мере обусловлен реализацией государством антикризисных мер посубсидированию лизинга вавтомобильной отрасли (см. материал нас. 3), сельском хозяйстве ипромышленности. Если раньше лидирующими сегментами рынка пообъемам нового бизнеса были авиа— ижелезнодорожная техника, где малый исредний бизнес практически непредставлен, тов 2016 году влидеры вышли сегменты легкового игрузового транспорта, где доля МСБ существенно больше.
«Особенность автолизинга втом, что эта услуга востребована нетолько транспортными компаниями, нофактически всеми отраслями бизнеса. Автолизинговые продукты доступны компаниям сосроком работы оттрех месяцев, приобрести автомобиль влизинг возможно спервым платежом вразмере 4% отстоимости»,— приводят основные факторы успеха сегмента в«Carcade Лизинге».
Автомобили— высоколиквидное имущество, илизингодатели охотнее идут натакие сделки, добавляют в«Сбербанк Лизинге».
Еще один сегмент, который поддерживает государство икоторый поэтой причине имеет шансы вырасти,— лизинг оборудования. Вряде отраслей бизнес нуждается вперевооружении основных фондов, налаживании производства конкурентоспособных продуктов, говорит заместитель директора Фонда развития промышленности (ФРП) Михаил Макаров: «В декабре мыфактически перезапустили программу льготного лизинга, которая позволяет лизингополучателям финансировать до27% отобщей стоимости оборудования под уникальную ставку 1% годовых врублях». Поусловиям программы минимальный бюджет проекта неможет быть ниже 20млнруб. ВФРП отмечают, что цель льготной программы— «раскачать» рынок лизинга промышленного оборудования.
Реформа как драйвер
Крупные игроки рынка лизинга связывают дальнейшее развитие бизнеса всекторе МСБ среформой отрасли. Напомним, что врамках запущенной Минфином иЦентробанком программы реформирования отрасли предусматривается выделение лизинга висключительный вид деятельности иперевод лизинговых компаний научет иотчетность помеждународным стандартам (МСФО).
«Переход наМСФО для всех лизинговых компаний мывоспринимаем положительно. Учет втаком формате отражает экономическую сущность операций, позволяет кредиторам иинвесторам объективно видеть профиль ифинансовый результат компании»,— заявили впресс-службе «ВТБ Лизинга».
Главным итогом реформирования рынка для МСБ идругих категорий лизингополучателей должно стать снижение стоимости лизинга. Это произойдет засчет уменьшения стоимости кредитных ресурсов, которые лизинговые компании привлекают убанков для финансирования новых сделок лизинга»,— отмечают в«Carcade Лизинге».